На что следует обратить внимание при выборе тормозных колодок

Еще с давних времен у людей была острая необходимость в средствах передвижения и перевозки. Поначалу в этом качестве использовали упряжи с волами. Волы животные весьма сильные, и поэтому были способны перевозить достаточно объемные грузы на большие расстояния. Но у них был существенный минус - они передвигались крайне медленно, и это порой надоедало людям даже в ту пору. Несколько позднее были одомашнены лошади, и уже их стали впрягать в повозки. Лошадь намного быстрее вола, а это означает, что для того, чтобы суметь вовремя затормозить повозку, людям пришлось изобрести механизм торможения. Так и появились первые в мире тормоза.

Конечно, они были крайне просты в использовании. Это был рычаг, за который возница дергал, и к колесу вплотную подводилась деревянная колодка. Таким нехитрым образом и осуществлялось торможение повозки. Но и это был уже прогресс, который позволил человечеству начать освоение новых земель. Упряжи с волами отошли в прошлое, хотя во многих странах третьего мира они и до сих пор используются в качестве тягловой силы. Например, Индия, там в селениях они не редкость.

Но все новое когда либо становиться старым и уходит в прошлое. Так произошло и с транспортом прошлых веков - повозками и дилижансами. Теперь на них катают разве что туристов. Они безвозвратно уступили место более совершенному транспорту передвижения - автомобилям. Хотя некоторые их составляющие не только перешли в новую эру, но и заметно усовершенствовались. Речь конечно о тормозах.

Самыми ранними тормозами в автомобиле были барабанные. Они были изобретены вместе с автомобилем, и до наших дней остаются наиболее распространенными. Но в последние годы все чаще начали применять другой вид тормозов - дисковые. В основе их изготовления лежат фрикционные материалы. Этот вид считается более усовершенствованным и надежным, чем барабанные тормоза.

Главной составляющей любой системы тормозов, конечно же, являются тормозные колодки. Они отвечают за правильность функционирования всей тормозной системы автомобиля. От того, как они изготовлены, напрямую зависит сохранность и надежное функционирование тормозного диска. При неправильной работе колодки способны так испортить тормозные диски, что те придется менять на новые.

Какими должны быть хорошие колодки?

Они должны быть способны переносить любую нагрузку при торможении. И не важно, на какой скорости затормаживает автомобиль, будь то 280 км/час, или всего 80. Тормозные колодки обязаны гарантировать быстрое торможение без ущерба самой тормозной системе.

Вторым важным требованием является срок их использования. Если они вас не подводят при любом торможении, но вы их, как правило, меняете через каждые 3 тысячи км пробега, то вам следует задуматься. Или вы покупаете некачественные тормозные колодки, или у вас слишком экстремальный стиль управления вашим автомобилем. В любом случае нужно что-то менять, или стиль вождения, или производителя тормозных колодок.

Необходимо следить за тем, как сказывается торможение на тормозных дисках. Если на них остаются видимые следы, то следует поменять тормозные колодки. В противном случае вам скоро придется менять сами тормозные диски, а они не сопоставимы по цене с колодками.

Также весьма важна сама цена на колодки. Она обычно разнится в зависимости от производителя и качества самого изделия. Поэтому не следует искать самую низкую цену, пренебрегая тем, что  марка неизвестна. От этого вы не выиграете ровным счетом ничего, кроме лишней головной боли, когда придется слишком часто их менять. Лучше выбирайте "золотую середину" между двумя крайностями.

Как же устроена сама колодка?

Она изготовляется из двух элементов - фрикционной накладки и самого каркаса. Накладка, может быть изготовлена, из самых разнообразных материалов, или даже смеси нескольких. От этого напрямую зависит качество самой накладки, ну и, конечно же, срок ее эксплуатации. Поэтому очень часто они сильно разнятся между собой по составу материала, из которого изготовлены.

Одним из главных компонентов, входящих в состав тормозных колодок, является асбест. Его использование в колодках позволяет повысить мягкость торможения, да и тормозные диски он почти не портит. Но существуют и ярые противники его применения в производстве тормозных колодок, это организации, борющиеся за сохранность окружающей среды. По их утверждениям, в состав асбеста входят крайне опасные элементы для природы, но многочисленные исследования на эту тему до сих пор не смогли дать однозначного ответа.

Большой проблемой принято считать и скрип, который появляется при торможении. Причем, такой скрип не редкость и при использовании совершенно новых колодок от хорошего производителя. Точной причины его возникновения не знает никто, даже люди, поднаторевшие в этом деле. Все, что смогли установить - это лишь то, что причиной скрипа являются автоколебания машины. Но если у вас при езде появился этот скрип, не стоит спешить в автомастерскую, как правило, он исчезает сам по себе, как и появляется.

Но как бы ни были качественны и хороши материалы, из которых изготавливаются колодки, рано или поздно наступает тот момент, когда вам необходимо их заменить. Самой минимальной толщиной фрикционного покрытия колодки принято считать 3 мм. Но никогда не стоит ждать этого минимума, лучше заранее обезопасить себя и свой автомобиль заменой колодок. Предпосылками к этой замене можно считать звук, который возникает при торможении. Если вы явно слышите, что о диски начинает тереться не накладка, а сама основа колодок, то немедленно меняйте их. Во многих современных авто встроена автоматическая система предупреждения. Но никогда не стоит во всем полагаться только на электронику, и лучше самому время от времени проверять исправность тормозной системы. При видимом повреждении накладки или при слишком тонкой ее толщине следует немедленно произвести полную замену колодок.

Какие колодки лучше выбрать?

По принятым мировым стандартам все подразделяется на категории качества. Не являются исключением и тормозные колодки. Всего их выделяют три категории:

К первой категории относят тормозные колодки, которые были непосредственно изготовлены на заводе производителя в соответствии со всеми принятыми мировыми стандартами качества. Ими непосредственно укомплектовывают и автомобили, сходящие с производственного конвейера. Их также могут поставлять в сети розничных продаж под маркой производителя, или же просто в упаковочной таре этой марки. Заводы изготовители обязаны постоянно проводить исследования по соответствию нормам безопасности и надежности производимых ими тормозных колодок.

Ко второй категории относят ту продукцию, которая имеет незначительные или допускаемые отклонения в качестве от требуемых стандартов. Она получает сертификат качества принятого образца и поступает в продажу по несколько пониженным ценам. Хотя порой эти различия малозаметные и знающий покупатель сразу стремится приобретать продукцию первой категории.

И последняя третья категория качества ориентируется на производство тормозных колодок, которые будут поставляться в другие страны. Как правило, эти стандарты заметно отличаются от принятых норм качества в стране производителе не в лучшую сторону, но и они вполне соответствуют принятым нормам той страны, куда экспортируются. Это наиболее распространенная норма качества для выпускаемых изделий.

При непосредственном выборе тормозных колодок всегда обращайте внимание на цену. Она является индикатором качества тормозных колодок и позволяет примерно спрогнозировать срок их эксплуатации. Конечно же, все это относится к ним только в том случае, если вы приобретаете их у надежного поставщика. Хорошие колодки выдерживают до 40 тысяч км пробега, правда, в условиях мегаполиса эта цифра может быть в 1.5 раз меньше.

На что именно следует обратить внимание?

В первую очередь, это отменный внешний вид.

Что допускается: допустимы незначительные повреждения внешней стороны - некрупные трещинки глубиной до 1 мм и длиной до 3 см. Незначительно выпуклые места или наоборот впалые на изделии. Также допускаются небольшие сколы по краям тормозных колодок, но они должны занимать не более одного процента всей поверхности. Если заклепка имеет деформированную форму, но при этом не препятствует нормальной работе пружины, то это считается допустимой нормой.

Что не допускается: не допустимы трещины длиной более 3 см или же глубиной свыше 1.5 мм. Также не допустимо любое присутствие в колодках инородных тел, которые могли туда попасть при изготовлении. Это могут быть - мусор, щепа, примеси других металлов. Если заметны отслоения фрикционного материала или даже небольшие зазоры между ним и основой колодки, то это изделие является браком.

Никогда не забывайте время от времени проходить диагностику всей тормозной системы вашего авто. Именно от ее правильной работы может зависеть ваша жизнь и жизнь близких вам людей. При покупке тормозных колодок обратите внимание на упаковку, если она выглядит неважно, то лучше откажитесь от покупки, так как велик риск приобретения некачественной продукции. И помните, что даже самая незначительная деталь автомобиля должна функционировать исправно.